Кто такие мастера
мастер
Телевизионный мастер. | Мастера салона красоты. | В течение гарантийного срока наши мастера произведут любой ремонт.
Мастер литературного перевода. | Выдающиеся мастера ландшафтной архитектуры.
Стать настоящим мастером своего дела.
Он мастер придумывать разные розыгрыши. | Ты большой мастер время тянуть.
Муж у неё на все руки мастер — даже мебель сам делает.
Заслуженный мастер спорта. | Мастер спорта по лёгкой атлетике.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Смотреть что такое «мастер» в других словарях:
Мастер — получить на Академике действующий промокод УчМаг или выгодно мастер купить со скидкой на распродаже в УчМаг
Мастер — Мастер: В Викисловаре есть статья «мастер» Мастер человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчес … Википедия
МАСТЕР — муж. мастерица жен., нем. ремесленник, человек, занимающийся каким либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем; | признанный таким от цеха, получивший право так называться; | старший, во всяком… … Толковый словарь Даля
мастер — См. виртуоз, знаток, искусный волочильных дел мастер, заплечный мастер. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мастер ремесленник, спец, умелец, искусник, знаток, виртуоз,… … Словарь синонимов
мастер — МАСТЕР, мастера, мн. мастера, м. [англ. master]. 1. Старший рабочий, заведующий отдельной узкой отраслью производства. Сменный мастер. Заводской мастер. 2. Квалифицированный ремесленник. Оружейный мастер. Сапожный мастер. Часовой мастер. Золотых… … Толковый словарь Ушакова
Мастер го — кит. трад. 呉清源, упр. 吳清源, пиньинь: Wú Qīngyuán … Википедия
МАСТЕР — (нем. Meister, от лат. magister). 1) ремесленник, имеющий право учить своему ремеслу. 2) человек, искусный в чем либо. 3) старший работник в ремесленных и фабричных заведениях. 4) в псовой охоте: лучшая гончая собака. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
МАСТЕР — герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 1940). В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. Глава, в которой с ним встречается читатель, названа «Явление героя». Между тем в… … Литературные герои
МАСТЕР — МАСТЕР, а, мн. а, ов, муж. 1. Квалифицированный работник в какой н. производственной области. Часовых дел м. Скрипичный м. 2. чего. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле. Мастера искусств. М. спорта (спортивное звание). М.… … Толковый словарь Ожегова
Мастер — в системах программирования функция, предоставляющая пользователю набор стандартных заготовок. По английски: Wizard Синонимы: Волшебник См. также: Инструментальное программное обеспечение Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Мастер — физическое лицо, получившее документ установленного образца (свидетельство, диплом) о присвоении ему квалификации “мастер”, имеющее право привлекать для производства товаров и проведения работ подмастерьев и учеников, имеющее право на личное… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Мастер — от англ. master хозяин А.Руководитель участка на производстве, отвечающий за деятельность группы работников. Б. Специалист своего дела. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Кто такой Мастер?
Мастер — это, прежде всего, признание. Нет такого на свете человека, который мог бы назвать себя Мастером сам по себе. Мастер — это не то, чем называет себя человек, это то, кем он является на самом деле. Это труд, это Путь, это — признание, именно признание и ничто другое. Какой бы сферы не касалось мастерство человека, будь то поэзия, музыка, рисование, актёрское мастерство либо другое искусство, будь человек мастером кузнечного дела или других ремесленных профессий, за мастерством всегда будет именно труд. Сколько б не был человек талантлив, какими бы способностями не обладал, именно труд приводит к мастерству. Труд — это огранка таланта, дара человека, это то, что доводит талант до совершенства. А вот именно это совершенство и есть мастерство. Такое мастерство всегда очевидно. И это не зависит от наших симпатий, приязни и каких бы то ни было других оценок.
Но что отличает на самом деле труд Мастера? Всё, что он делает — это дар. Дар людям. Потому он и не может сам себя назвать Мастером. Так могут назвать человека только те люди, которые восприняли его дар. Увидели совершенный алмаз внутри, признали его. Кто может признать мастера? Проявленное мастерство, такое, как в ремесле, оценить просто. Чуть сложнее в искусстве. И очень сложно в духовном мире. Ведь духовного Мастера очевидным образом не признать, поскольку его мастерство лежит за гранью обычных человеческих оценок и восприятий. Духовный мастер по ту сторону. Это одна из главных трудностей Мастеров — протянуть дар обратно в тот мир, откуда он ушёл, реализовав свой талант. Потому есть множество людей, которые пытаются имитировать мастерство. Есть множество людей, которые, прочитав какую-то литературу, наслушавшись каких-то мнений, составляют собственную оценку, каким должен быть мастер. И если тот человек, которого вы встретили, соответствует таким оценкам — он не Мастер. Настоящий Мастер вне оценок. Он за пределами вашего понимания. Он за пределами того, что вы можете оценивать и о чём вы можете говорить. Духовный Мастер — это символ того, что вы можете достичь, это откровение для вас. Невероятное стало возможным, есть тот человек, который может перевести вас на ту сторону. Потому не пытайтесь понять Мастера, но пытайтесь его постичь.
Как? Есть то, что может уловить и воспринять человек, который приближается к Мастеру. А именно — атмосфера вокруг Мастера. Волшебное звучание, которое меняет всё вокруг, эта атмосфера всегда легка, свежа, но при том глубока. Вокруг Мастера всегда очень тихо. Неважно, что говорит духовный Мастер, не фиксируйтесь на его слова, не оценивайте его поступки, жесты и движения, внешность и одежду, он видит ваше сердце. Он отвечает именно ему. Мастер слышит вас. И что бы вы ни спрашивали, он будет видеть только вопрос сердца. Ему совсем не важен тот шквал мыслей, что у вас в голове, ваши суетные сиюминутные переживания, озабоченность, ваши проблемы. Не приходите с ними к Мастеру. Мастер не может решить ваши проблемы, он даже не станет вникать в них, он видит ваше сердце. Как только вы захотите сделать шаг, он единственный в мире, кто действительно поможет вам. И поможет с великой любовью и заботой. И это и есть дар Мастера, который невозможно оценить с помощью суеты, умных мыслей и знаний из книг. Открыв своё сердце перед Мастером, вы тут же почувствуете его отклик, что-то волшебное начнёт происходить с вами. Это дар Мастера. Это особенный, волшебный дар. Дар преображения и вашей духовной трансформации. Никто в мире, кроме духовного Мастера, не может этого. Если человек называется Мастером, и вы открыли ему своё сердце, но с вами ничего не произошло, этот человек не Мастер.
О дереве судят по его плодам, о человеке — по его делам. В этой древней мудрости нет одного слова — количество. Не судите о Мастере по количеству учеников. Посмотрите, какие это люди. Послушайте их. Их сердца — это то, что делал с ними Мастер. Но не оценивайте учеников Мастера походя, вы ничего не поймёте, посмотрите в их глаза и посмотрите в глаза обычных людей. Глаза учеников всегда сверкают, они наполнены необыкновенным светом, слушайте учеников Мастера с открытым сердцем — это единственный способ что-то понять.
Когда человек находится рядом с духовным Мастером, всегда что-то происходит. Надо быть очень закрытым, самовлюблённым человеком, чтобы не впустить в себя ту атмосферу, которой наполняет Мастер мир вокруг себя.
И оказавшись рядом с Мастером, вы никогда не ошибётесь, в том случае, если ваш поиск искренен, если действительно в вашем сердце есть жажда духовности, и вы готовы отправиться в самое великое путешествие в человеческой жизни — духовный Путь.
Кто такой мастер? И кто такие Мастера Мудрости?
Как и со всем прочим, в этой теме много иллюзий и заблуждений, путаницы и глупостей. Также много и ценной информации есть, и замечательных побуждений людей вокруг этой темы. Но есть же возможность сохранять благоразумие, чтоб оставить полезное, и разрушать невежество, чтоб убрать лишнее и тормозящее. Разберём домыслы по пунктам:
1) «Мастер это человек, который чем-то превосходит других людей».
В каком-то ремесле может так и есть. Но в контексте пробуждения от иллюзий, в том числе от иллюзии «я — человек», от иллюзии превосходства и от иллюзии особости, как он может быть человеком и лучше других? Только с невежественной точки зрения мастер это какая-то особенная личность. Если сам мастер словами или поступками подтверждает это заблуждение, то это совсем не значит, что он не мастер, просто вероятно он мастер в каком-то ремесле, например в разговорах об адвайте или о духовности) И если вам нравится или НЕ НРАВИТСЯ (что еще важнее. ) такой мастер — значит вы хотите добиться мастерства в этом ремесле, а не пробудится от сна двойственности и страданий. Проще говоря, этот мастер — именно ваш учитель, специально для вас показывающий своё мастерство. Потому что вы этого хотите, даже если не осознаёте.
И нет ничего неправильного в том, что вы не понимаете кто в таком случае настоящий пробуждённый мастер. Главное понимать, чем он не является. То же самое касается вас самих, разве нет?
2) «Мастер это любой пробуждённый/просветлённый»
Вроде логично, и древние книжки подтверждают) Но если вы так доверяете собственной логике, то зачем тогда вам мастер и пробуждение?))) И если вы так много знаете древних книжек, то зачем вам современный мастер?))) Если быть честным с собой, то тут варианта только два:
— либо мастер и пробуждение вам уже не нужны (или еще не нужны), а значит не нужна и эта запись, и непонятно нафига вы её читаете)))
— либо мастер и/или пробуждение вам всё таки нужны, а значит куда логичнее засунуть своё мнение по этому поводу куда подальше и стараться беспристрастно исследовать как на самом деле обстоят дела, то есть научным методом подойти к вопросу (фальсифицируемость ваших гипотез, варифицируемость, дважды слепые эксперименты, независимая проверка третьим лицом и т.д. и т.п.). А еще лучше, акцентироваться на том, как быть хорошим учеником, ищущим, стремящимся, садху — это в древних книжках тоже описано, и куда более подробно. Проще говоря, разумнее просто готовится к встрече с мастером, считая, что он может появится в вашей жизни в любую минуту и в любом облике, ведь «учитель приходит, когда готов ученик». И еще, получше разобраться с тем, чем пробуждение не является. Разве это не полезнее?
3) «У мастера есть ответы на все вопросы»
Даже если и так, с чего вы взяли, что он должен вам отвечать, служить для вас справочной? Или отвечать то, что вы ожидаете услышать? Или болтать с вами о том, о чём вы хотите?
Конечно, это также не означает, что он не будет этого делать. Но здесь опять стоит обратится к честности с собой — что вам на самом деле нужно, объяснение для ваших иллюзий или их рассеивание? Интеллектуальные ответы или прямое переживание? Удовлетворить свое любопытство или осознать, кто вы есть? Подтвердить свои теории или познать (=вспомнить) истину?
Для какой цели вы задаёте вопросы, то вы и получите в результате, независимо оттого мастер перед вами или нет. Так заточено восприятие — оно очень избирательно, подвержено эффекту Пигмалиона (Розенталя) и работает про принципу проекции.
Последний факт, если вы его действительно у себя начали замечать, сам по себе должен вызвать у вас жажду освобождения от восприятия. Вот с этим вам и поможет мастер. Разве не этой помощи вы на самом деле хотите?
4) «Мастер всегда прав и его слова на вес золота»
Ничего не напоминает? При влюблённости объект обожания тоже идеализируется, а потом при разочаровании он становится объектом ненависти или даже мести. Еще вариант — если объект обожания не стал вашей собственностью (вашим личным мастером по вызову, например), то он превращается в объект ревности, месть которому бывает более изощрённой и менее осмысленной в плане последствий, чем при явной ненависти (клевета, критика, слухи по всему инету, например).
Собственно, данное заблуждение имеет много общего с первым, и если с ним всё прояснилось, то и с этим должно быть ясно. Проще говоря, позвольте человеку, на которого вы возложили неподъёмный груз «идеального человека», ошибаться и говорить чушь если ему хочется))) Возможно, если вы освободите его от своих завышенных ожиданий, то он освободит вас от вашего заниженного и ущербного образа себя. Не из-за него ли вы маетесь всю дорогу?
5) «Мастер это волшебник, исполняющий желания учеников»
Да, и такое заблуждение всё еще в тренде))) Уверены ли вы, что у вас его нет?
Мастер может и волшебник, но с чего вдруг он должен ваши желания исполнять? И почему вообще волшебник/чудотворец у вас ассоциируется с исполнением желаний? Может вы просто неверно поняли суть всех сказок в детстве? Или может упустили что-то важное из религиозных историй о святых чудотворцах?
Любому среднестатистическому историку известно, что все сказки, мифы, легенды и истории — о духовном взрослении. Иными словами, о пробуждении к собственной, внутренней и вечной мудрости. И волшебники встречаются на пути персонажа только для того, чтобы это пробуждение ускорить или смягчить. А не для того, чтоб исполнять его желания — если такое и бывает, то опять же ради главной цели, и встречается такое не часто. Разве чудо для вас это не то, что считается для вас невозможным, невероятным или странным, но при этом дорогим вашему сердцу? И разве ваше собственное взросление или пробуждение не воспринимается вами как что-то невероятное или очень трудно достижимое? Так может именно это чудо вы больше всего хотите, и именно ради него в вашей жизни появляется мастер?
6) «Мастер служит другим из сострадания»
А что если ему просто нечем больше заняться?))) Ладно, шучу) Или нет?
Конечно, рано или поздно вы почувствуете как стопроцентный факт, что мастер вас любит, причем безусловно и всех без исключения. Так что, его сострадание к вам — не заблуждение и не иллюзия. Но с чего вы взяли, что ваши представления о любви и милосердии верны? Это снова возвращает вас к вопросу, доверяете ли вы своим суждениям, мнениям, теориям или всё таки вам истина нужна. Вы же понимаете, что гигантское разнообразие «верных» суждений не может сочетаться с единственной истиной, которая от суждений не зависит, ведь она просто есть такая какая есть? Если же есть множество истин, и у каждого она своя, то чем это отличается от суждений, которые являются частью процесса восприятия? Так что, всё возвращается к тому же решению — хотите ли вы сохранить своё восприятие, которое водит вас за нос, или проснуться к тому, чем вы являетесь?
И если вам нужно второе, то концепцию «сострадание обязательно должно проявляться в таком-то поведении, речи и мышлении» придётся отбросить. И опять же, позвольте любви мастера просто быть такой, какая она есть, даже если вы понятия не имеете какая она. Разве не мудро просто доверится чувствованию её присутствия? А вдруг она обладает исцеляющим действием, которое вы не в силах воспринять или осмыслить?
Поэтому, если мастер ничего не делает, это не значит, что сострадание не действует. И если мастер выглядит совершающим множество действий или говорящим множество слов, это не значит, что он не бездельничает в этот момент)))) Может он просто отвлекает ваше внимание, пока любовь исподволь делает своё дело в вас)
7) «Мастер это точно не я»
Ну уж это-то точно должно быть совершенно логично. Как это может быть иллюзией? Да также как первый пункт. Те, кто хоть немного разобрались в теме просветления, сразу натыкаются на указатель «самое большое препятствие к самореализации — это убеждённость в том, что ты не реализован». И первым же делом неверно его интерпретируют, мол не надо пыжиться и прилагать каких-то усилий, чтоб пробудится, ведь либо осознание этого факта само внезапно накроет меня, либо даже если не накроет то мне достаточно интеллектуально это принять и жить дальше с этим убеждением. Чтож, такого новоиспечённого «просветлёныша» остаётся только торжественно поздравить в стиле Простоквашино: «Поздравляю, Шарик, ты балбес!»
Разумеется, вы уже реализованы. Это абсолютная правда. Это истина. Но кто вы? Вспомнили ли вы это? Если же вы продолжаете считать себя тем же никчемным, беспомощным, маленьким, автономным, индивидуальным существом, то какая разница если к этому бреду пристыкуется еще и концепция о том, что вы самореализованы? Вы ведь и до этой концепции верили, что вы реализованы как отдельная сущность, самостоятельно прокладывающая себе путь к светлому (или тёмному, без разницы) будущему. Именно поэтому, после того, как вы услышали данную великую концепцию, в вашем самоощущении не изменилось ровным счётом ничего. Что, конечно, согласно вашей интерпретации является верным признаком того, что вы всё правильно поняли))) Ведь если вы были реализованы, и просто узнали об этом, то всё должно было остаться также как было)))
Но если это так, тогда вы — просветлённый мастер, разве нет? И эта гениальная мысль естественно тоже скоро приходит вам в голову. И все те иллюзии (смотри предыдущие пункты), которые существуют у вас вокруг этой темы, и которые для вас вовсе не иллюзии а правда, теперь автоматически вы навешиваете на самого себя. Теперь вы особенный, вы легко отвечаете на любые вопросы, вы всегда правы и т.д.
Но стоит впустить в своё сознание немного свежего воздуха честности и искренности, как тут же вы начинаете как и прежде чувствовать где-то глубоко внутри всё те же недостаточность, одиночество, бессмысленность, бесцельность, тьму, страх, боль, гнев, дискомфорт, беспокойство и т.д. Вы, конечно, можете поступить последовательно как настоящий гордый балбес, и снова сказать себе «если я так чувствую, значит это и есть моя реализация, значит так в данный момент проявляется реальность».
Но если вы не перекроете себе кислород здравого смысла, то через какое-то время до вас дойдёт, что вы всё еще крепко спите в своих бредовых идеях о себе (=о жизни в целом). И да, в этот момент ваша реальность никак этим сном не затронута, и вообще — Свами Всёвпорядке))) Но от этого осознания жажда пробуждения не оставит вас, до тех пор пока вы не проснётесь от своих грёз окончательно.
Так что, вы безусловно мастер, но лишь потенциально. И вы будете натыкаться на внешние символы вашего внутреннего мастерства, пока не выразите его самым явным для вас образом, в том числе и в виде полного преображения того, кем и как вы себя (=жизнь) чувствуете.
Так что позвольте себе знать о том, что вы мастер, и позвольте другим мастерам вести вас к полному выражению вашего мастерства.
8) «Все мастера одинаковы пробуждены или одинаково реализованы»
Исходя из предыдущего пункта должно быть ясно, что это не так. И если вы хоть немного углублялись в тысячелетние традиции, то видели, что и у признанных духовных учителей бывают учителя, а у тех в свою очередь тоже учителя. Словно есть какая-то иерархии мастерства. В относительном смысле она и правда должна быть, как же иначе? Поэтому, в Тибете например все хорошо знают и признают, что существуют Мастера Мудрости, которые тайно или явно являются учителями для земных мастеров, даже для самых великих, независимо оттого осознают ли это последние. Разумеется, мы все в равной степени божественны в своём Естестве, и во всех присутствуют изначальная пробуждённость, раскрытая или нет. Но во сне, в относительном понимании, эта пробуждённость имеет степени, как и мастерство. И пока мы не проснулись полностью, мы не можем доподлинно знать как с этим обстоят дела в абсолютном смысле. Ведь так? Можно конечно об этом порассуждать и поспорить, но это возвращает вас к вопросу о том, чего вы на самом деле хотите — философствовать или жить, казаться или быть?
Так что, ваш мастер может вполне осознанно получать учения от Мастеров Мудрости, что для него означает простое использование своей интуитивной мудрости, и при этом он не перестанет быть для вас источником вдохновения на вашем пути Домой. То есть, не перестанет быть вашим мастером на данный момент. Просто потому, что к более мудрому мастеру вы пока не можете обратится, поскольку даже и близко не представляете себе что он существует или чем он является.
Короче, будьте проще и благодарите за то, что есть, если вам уже хватает на это мудрости. И тогда однажды, вы станете символом мастерства для других, а сами «познакомитесь» с более великим выражением мастерства.
Значение слова « Мастер »
В словаре Даля
м. мастерица ж. немецк. ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем; | признанный таким от цеха, получивший право так называться; | старший, во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства на фабриках, заводах, наблюдающий за подмастерьями и рабочими. Сапожный, портняжный мастер, сам хозяин или заведывающий работами. Булыжный мастер, шуточно, мостовщик. Красильный заводской мастер. Доменный мастер, старший при плавке чугуна, литейный, при отливке. Мастерица, в швейной или модной лавке, закройщица, старшая. Она мастерица кружева плесть, огурцы солить. Он мастер бороться. Мастер своего дела. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится). Час лучше мастера. На вкус, на цвет мастера нет. Каков мастер, такова и работа. Мастер мастеру не указ (не указчик). У кого больно чист струмент, тот плохой мастер. Языком не мастер, а знает что тютюн, что кнастер. На грех мастера нет (а на беду и курица петухом поет). Девицы, девицы, красны певицы, пирожны мастерицы, горшечны пагубницы, дочери отецки, сестры молодецки, тканье прялье шелковницы и пр. свадебн. воззванье. | У раскольников и орл. мастер, мастерица, учитель грамоты по церковным книгам; мастерицы там старые девки, начетчицы. | Мастер, в гончих, коновод, передовая. Мастерок моск. крестьянин, забирающий рабочий припас у фабрикантов, раздающий его по селеньям и сдающий готовую работу на фабрику. | Мастер, вологодск. яросл. нож, всякий рабочий ножик. | Заводской мастеровой. Мастерый человек перм. мастерища, искусный в деле, ремесле. Мастераго ножевщика у нас нет, пробавляемся мастеришками. Мастеренок, мастеришка из ребят, или малорослый. Мастеров, -рицын, ему, ей принадлежащий. Мастерский, к мастеру относящийся, ему принадлежащ. Мастерской, изобличающий мастера в деле; ему приличный; искусный, хорошо сработанный; к мастерству, к ремеслу относящийся. Это мастерская отделка. Он мастерски ездит, пляшет. У него все мастерские ухватки. Мастерской молоток, каменщичий, с кирочкою. Мастерская ж. ремесленая, комната, где работают ремесленники, мастера, художники. У живописца, как у валяльщика, своя мастерская. Мастерство ср. рукоделье, рукомесло, ремесло: уменье, искусство. Здесь занимаются мастерствами: столярным, ложкарным, кузнечным. Достигнуть мастерства во всяком деле трудно. Плотничье мастерство бродячее. Мастерства (или ремесла) за плечами не носят, а с ним добро. Мастеровой, ремесленный. Здесь народ мастеровой, плохо не клади. Где торговые, а где мастеровые промыслы. | В виде сущ. ремесленник, или вообще рабочий, по какому-либо мастерству. Заводские мастеровые. Мастеровой, что курица: что ступит, то и клюнет. Мастероватый, довольно искусный, умеющий и ловкий в деле, досужий. Мастеровато, досуже сделано. Он мастероват. -тость ж. свойство, способность эта. Мастерить что, мастерить, пск. твер. делать, работать, по части какого-либо мастерства, ремесла, искусства; более употреб. в знач. ладить что, как умеешь, не быв мастером. Гончая мастерит, мечется от следа вбок, чтобы перехватить зайца на повороте, что правилами запрещается. -ся, быть делаему, работаться, отделываться. Домастерился, что все испортил. Замастерил что-то, заделал. Измастерил весь запас. Что намастерил? Он обмастерил всех, обманул, надул. Отмастерился на сегодня. Помастерим еще. Подмастерился под него, подделался. Все перемастерила по-своему. Примастерить бы тут кухоньку. Промастерила без толку весь день, провозились. Что размастерился тут, тесно без тебя! Смастерил игрушку. Надо умастерить телегу, уделать, уладить. Мастеря об. кто мастерит, ладит что. Мастеровать, ходить на заработки мастеровым. Лето мастеруем, зиму дома сидим. Мастачить, мастерить, делать что руками, ладить. Сапожишки мастачу. Смастачил мельницу. Что это у вас мастачится? Мастаченье ср. длит. действие по знач. глаг. Мастак м. мастачка ж. мастер, дока, мастер своего дела, искусник, смышленый ремесленник, или дошлый делец. Мастюк м. мастюшка ж. кур. то же, мастер, -рица. | Мастюшка, также махотка, кашничек (от мастер, стряпун, или от масенький, малый?). Маста ж. ученье, наука, выучка грамоте, ремеслу. Его отдали в масту (ошибочно маета, т. е. мученье).
В словаре Ожегова
МАСТЕР, -а, мн. -а, -ов, м. 1. Квалифицированный работник в какой-н. производственной области. Часовых дел м. Скрипичный м. 2. чего. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Мастера искусств. М. спорта (спортивное звание). М. пчеловодства. Мастера высоких урожаев. М. — золотые руки.. 3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого-н. производства, цеха. Сменный м. М. сборочного цеха. Работать мастером. 4. е чем, на что и с неопр. Человек, к-рый умеет хорошо, ловко делать что-н., мастак. М. на выдумки. М. рассказывать. * Дело мастера боится — поел. о том, что дело ладится в умелых руках. Мастер на все руки (разг.) — о том, кто все умеет делать. || ж. мастерица, -ы (к 1 и 4 знач.). || прил. мастерский, -ая,-ое.
В словаре Ефремовой
Ударение: ма́стер
- м.
- Квалифицированный работник, занимающийся каким-л . ремеслом.
- Руководитель отдельного специального участка какого-л . производства.
- м.
- Степень, ранг члена масонской ложи.
- Масон, имеющий такую степень.
- м.
- Звание, присваиваемое за выдающиеся достижения в области спорта.
- Лицо, имеющее такое звание.
- м. устар.
- Учитель-самоучка , обучавший чтению и письму (в Российском государстве XIV-XIX вв.).
- Учитель грамоты по церковным книгам у раскольников (в Российском государстве XIV-XIX вв.).
В словаре Фасмера Макса
ма́стер
подмасте́рье, м. (см. маста́к), др.-русск. мастеръ «магистр ордена», Смол. грам. 1229 г. (см. Напьерский 438), «мастер» (Домостр. К. 30, Дракула 675 (часто), Котошихин 122 и сл.). Наряду с этим: др.-русск. магистръ (Нестор-Искандер и др.). Последняя форма могла быть получена через ср.-греч. μάγιστρος (см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 119). Путь заимствования форм на -ер трудно определить. Вряд ли через посредство ит. ma(e)stro. Допускают – не без фонетических затруднений – также посредство польск. majster; см. Христиани 50; Бернекер 2, 3 и сл.; Скарджюс 125. Происхождение из англ. master не является вероятным, вопреки Преобр. (I, 513), ввиду наличия ранних др.-русск. примеров на -ер. Ср. местер, маста́к, мастю́к.
В словаре Д.Н. Ушакова
МА́СТЕР *****
какой-нибудь области. В слова-Этой»>этой картине чувствуется слова-Рука»>рука мастера. слова-Мастер»>Мастера современной литературы. слова-Мастер»>Мастер отбойного молотка (выдающийся забойщик). слова-Мастер»>Мастер спорта. «Дело мастера боится.» погов.
4. на что и с ·инф. Об искусном, сведущем и ловком в каком-нибудь деле человеке. слова-Мастер»>Мастер на выдумки. слова-Мастер»>Мастер слова-Играть»>играть на балалайке. слова-Мастер»>Мастер на все слова-Руки»>руки ( см. слова-слова-Рука»>рука» title=’что такое слова-Рука»>рука, слова-Значение»>значение слова слова-Рука»>рука в словаре Ушакова’>слова-Рука»>рука). «Я не мастер рассказывать.» А.Тургенев.
5. Звание, присваиваемое выдающимся шахматным игрокам; то же, что слова-маэстро» title=’что такое маэстро, слова-Значение»>значение слова маэстро в словаре Ушакова’>маэстро ( шахм. ).
В словаре Синонимов
ремесленник, спец, умелец, искусник, знаток, виртуоз, художник, артист, штукарь, штуцер, штейгер, мастак, искусный, ас, дока, шеф, специалист, профессионал, мастерище, дедал, зубр, маг и волшебник, мэтр, золотые руки, мастер на все руки, мастер своего дела, из говна конфетку делает, обер-мастер, обер-гиттенмейстер, аргиропрат, мастер-ломастер, тупейный художник, гравер, органист, рукавичник, бурмастер, брадобрей, мраморщик, куафер, каретник, шорник, парикмахер, колесник, кукольник, серебряник, цирюльник
В словаре Синонимов 2
сущ1. мастак, специалист, спец, умелец, искусник2. искусник, виртуоз, художник, артист
В словаре Синонимы 4
аргиропрат, артист, ас, бурмастер, виртуоз, гравер, дедал, дока, знаток, зубр, искусник, каретник, киномастер, колесник, мастак, мастерище, мраморщик, мэтр, обер-гиттенмейстер, обер-мастер, органист, профессионал, радиотелемастер, рыбмастер, серебряник, спец, специалист, телемастер, умелец, фотомастер, химмастер, шорник, штейгер
Что такое мастер? Происхождение, значение, синонимы и толкование
Казалось бы, ответ на вопрос о том, что такое мастер, ни у кого не должен вызывать затруднений. Но на практике выходит по-иному. Всегда ли перед человеком, называемым мастером, нужно преклонять колени и восхищаться им? О непростом слове сегодня и поговорим. Объясним не только его значение, но и происхождение.
Происхождение
Почему во вступлении такая неоднозначность. Мы привыкли, что объект исследования овеян ореолом великолепия и восхищения. Многие люди стремятся стать мастерами, то есть хорошими исполнителями, но подчас у них ничего не выходит. Одним словом, что такое мастер? Это недостижимая высота для большинства, а тут какая-то двусмысленность, почему? Все прояснится, но нам нужно обратиться к этимологическому словарю.
В греческом языке есть слово mastoras, именно оно и является предком нашего. Заимствование случилось очень давно. Поэтому если кто-то думал, что мастер – это калька с английского, то он ошибся. История произошла задолго до стремительного нашествия английских слов на наш язык.
Теперь о том, почему значение слова «мастер» не всегда может трактоваться в восторженных тонах и благоприятном смысле. Дело в том, что mastoras – это «мастер, ремесленник». И если говорить о людях искусства, то им вряд ли понравится, если их назовут ремесленниками, хотя здесь многое зависит от субъективного толкования того или иного слова.
В современных условиях конвейерного производства всего и вся художник зачастую вынужден быть еще и ремесленником высочайшего класса, чтобы прокормиться. Если, например, писатель не выпускает каждый год книгу, то публика может о нем и позабыть, и тогда все предыдущие труды пойдут прахом.
Значение
Так что в большинстве своем мастер – это высокое звание, свидетельствующее о таланте и реальных достижениях обладателя. А к вопросу о ремесленничестве и искусстве еще вернемся в финале, пока же нужно выяснить ответ на вопрос, что такое мастер с точки зрения толкового словаря. Итак, в мудрой книжке есть следующие значения:
- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области.
- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
- Руководитель отдельной специальной отрасли производства.
- Человек, который умеет хорошо, ловко делать нечто, мастак.
Как видим, у слова множество значений, и все они положительные.
Предложения-иллюстрации
А теперь, чтобы читатель полновесно понял содержание существительного, придумаем предложения с объектом исследования, по одному для каждого смысла:
- Послушай, у меня сегодня неожиданно сломались часы, и я пошел к часовому мастеру. Он мне в миг их починил и взял недорого! Теперь все время к нему буду ходить, если что.
- Мать, а ты знаешь нашему оболтусу дали мастера спорта по плаванию, вот уж никогда не думал, что из него толк выйдет!
- Я пришел сообщить вам приприятнейшее известие: меня назначили сегодня на должность «мастер цеха», я теперь руководитель.
- Нет, ты лучше всех этих Серегиных историй не слушай, он еще тот мастер выдумывать, а главное, денег ему не давай в долг никогда.
Конечно, если ограничиться только словарным значением «мастера», то выйдет, что многие смыслы слова пересекаются. Но это только кажущееся наложение смыслов, потому что где-то мастер – это должность, где-то – звание, а где-то – слава, которая идет за человеком вне зависимости от его официального, социального статуса. И, кстати, заметили, что для словаря нет противоречия между мастерством и искусством, ибо одно предполагает другое. Практика в искусстве порождает мастерство, а мастерство, как навык, является источником искусства. Поэтому противопоставление мастерства и искусства ложное. Без одного не будет и другого. Писатели, по крайней мере хорошие, досконально знают язык, безукоризненно владеют техникой, то есть они ремесленники, это с одной стороны, а с другой – их творчество овеяло талантом и вдохновением, которые позволяют зашифровать в слова глубокие смыслы.
Синонимы
После того как мы защитили ремесленников от нападок, можно подвести черту и поделиться с читателем последними соображениями относительно вопроса, что такое мастер, предоставив информации еще и замены к предмету нашего сегодняшнего разговора. Итак, перечень следующий:
Общее направление, думаем, читатель понял, поэтому он может сам продолжить ряд. Как мы видим, еще один словарь высказывается в пользу союза творчества и мастерства, и это неспроста.