Обучение управлению природопользованием и охраной окружающей среды
Экология, охрана окружающей среды и экологическая безопасность
Профессиональная переподготовка по направлению «Экология, охрана окружающей среды и экологическая безопасность» направлена на формирование компетенций в области: управления природопользованием в экологических службах ведомств, муниципалитетов и предприятий, в проектных организациях, проведения экологических экспертиз международных, отраслевых, региональных проектов в области природопользования.
Сфера применения знаний по дисциплине «экология» охватывает широкую отрасль природопользования, безопасности производств и предприятий. Полученные при обучении знания позволяют обрести новую специальность, востребованную предпринимательским и аграрным сектором.
Принимаются лица:
— с законченным средним специальным и профессиональным образованием;
— с незаконченным высшим образованием;
— имеющие высшее образование по любой специальности.
В результате обучения Вы научитесь:
— разбираться в законодательных актах, касающихся экологии, или же в практическом применении профильных стандартов;
— планировать размещение и отведения производственных отходов;
— осуществлять комплекс мер по защите природной среды;
— выполнять анализ токсичных или потенциально опасных выбросов, анализ техногенных катастроф, планировать различные мероприятия по их недопущению или ликвидации.
— разрабатывать рекомендации по сохранению и рациональному использованию природно-ресурсного потенциала территории;
— проводить экологических экспертиз, инспекции и аудиторских проверок промышленных предприятий, других объектов экономики и их комплексов на соответствие требованиям безопасности и охраны окружающей среды.
Изучаемые дисциплины:
Модуль№1. Основы современной экологии:
— Основы общей экологии (биоэкологи);
— Глобальные экологические проблемы;
— Социальная экология и экология человека.
Модуль№2. Прикладные вопросы экологии:
— Источники воздействия и их последствия;
— Экологическая защита и реабилитация.
Модуль№3. Безопасность и управление в экологической сфере:
— Безопасность в экологической сфере;
— Правовые основы безопасности и управления в экосфере;
— Административно — правовой механизм экологического управления;
— Экономический механизм управления природопользованием;
— Информационные основы экологического управления.
Модуль№4. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды:
— Научно-методические основы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
— Правовые основы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
— Медико-социальные аспекты рационального природопользования;
— Правовые и организационные основы управления охраной окружающей среды;
— Основы управления природными ресурсами;
— Особенности использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Модуль№5. Методы экологических исследований:
— Методы экологических исследований;
— Нормирование, оценка и прогноз состояния окружающей среды.
По окончанию обучения выдается:
диплом о профессиональной переподготовке установленного образца «Экология, охрана окружающей среды и экологическая безопасность».
Сроки обучения:
Форма обучения:
— заочная с применением дистанционных образовательных программ.
Слушатели смогут осуществлять регулярные контрольно-ревизионные мероприятия: экологический контроль и аудит в организациях, инженерно-экологические проекты, контроль экологической безопасности производственных процессов.
Профессиональная переподготовка по программе «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды»
Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК) проводит набор учащихся на курсы профессиональной переподготовки по востребованному в настоящее время направлению «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Курсы переквалификации доступны для бакалавров и специалистов, имеющих основное образование в близких или смежных отраслях (экология, география, рациональное природопользование, ландшафтоведение и др.). В данном курсе доступен выбор формы обучения. Слушатели могут учиться очно-заочно и дистанционно.
Дистанционное обучение позволяет совмещать получение дополнительного образования с основным видом деятельности. Кроме того, такая форма обучения дает возможность проходить курс, находясь в любой точке страны. Курсы профессиональной переподготовки – наиболее быстрый, удобный и эффективный способ освоить новую специальность, приобрести необходимые профессиональные навыки и получить соответствующие документы. Записывайтесь на курсы переквалификации в МАСПК! Оформите заявку онлайн, заполнив специальную форму через сайт, или свяжитесь с нами по контактному телефону.
Необходимость и востребованность охраны окружающей среды. Переподготовка кадров
В современном мире высокие темпы строительства, объемы промышленного производства и добычи полезных ископаемых, нерациональное использование лесных и сельскохозяйственных угодий и другие непродуманные действия оказывают чрезвычайно мощное негативное воздействие на экологию. Ландшафты испытывают большую нагрузку, для минимизации отрицательного эффекта необходимо внедрение рациональных методов ресурсо- и землепользование, применение экологичных методов производства, очищение промышленных отходов и др.
Рациональное использование природных ресурсов (полезных ископаемых, земельных ресурсов, лесных, биологических) – одно из важнейших направлений развития современной науки и техники. Глобально, природные ресурсы можно разделить на три большие группы:
- Полезные ископаемые (к котором относятся, рудные, углеводородные, минеральные и строительные ресурсы, добываемые из земных недр).
- Земельные ресурсы (которые включают в себя территории, используемые для застройки, сельскохозяйственной деятельности, лесной промышленности и др.).
- Водные ресурсы.
Основное негативное влияние при добыче полезных ископаемых проявляется в значительном попутном загрязнении атмосферы, грунтовых и поверхностных вод, почвы. Для снижения негативного влияния необходимо:
- Обеспечить максимально полное извлечение полезного компонента.
- Извлекать все полезные составляющие из сырья.
- Обеспечить рекультивацию земель в пределах отработанных месторождений.
- Создать условия для безопасного хранения и захоронения сопутствующих загрязняющих веществ.
- Использовать при добыче современные технологии и методики, чтобы минимизировать загрязнение окружающей среды.
При эксплуатации земельных ресурсов для сохранения окружающей среды и минимизации экологических рисков необходимо применение следующего комплекса мероприятий:
- Создание лесозащитных полос.
- При сельскохозяйственной деятельности производить распашку без переворачивания пласта.
- На склонах производить распашку поперек падению склона, чтобы исключить развитие эрозионных процессов.
- Регулировать выпас скота.
- При использовании лесных ресурсов производить «щадящую» вырубку.
- Засаживать молодыми деревьями уже вырубленные участки лесных массивов.
При использовании водных ресурсов, необходимо соблюдать следующие правила водопользования:
- Не сливать неочищенные промышленные и сточные воды в водоемы.
- Избегать загрязнения непроточных озер.
- Уменьшить количество водного транспорта, работающего на двигателя внутреннего сгорания.
Это далеко неполный список действий, которые помогут улучшить состояние окружающей среды и уменьшить антропогенное воздействие. Данное направление постоянно развивается и не теряет актуальности в последние десятилетия. Однако, для успешной рабочей деятельности в области рационального природопользования и защиты окружающей среды необходимо обладать рядом специфических теоретических и методических знаний. Овладеть всеми необходимыми умениями поможет обучение в МАСПК.
Дистанционное обучение в МАСПК
Обучение в нашей академии предполагает последовательное и постепенное освоение учебного материала. Программа обучения составлена таким образом, чтобы слушатели вначале осваивали общие методические моменты, а потом переходили к изучению частных профессиональных аспектов деятельности. Продолжительность обучения зависит от начального уровня знаний учащихся и может варьироваться в некоторых границах. Для слушателей доступно очно — заочное и дистанционное обучение. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели с богатым опытом работы в отрасли. После окончания обучения и сдачи итогового экзамена выдается диплом установленного образца. Среди других преимуществ стоит отметить неизменно выгодные и демократичные цены, высококлассный сервис, предоставление личного менеджера и возможность самостоятельно организовать обучение. Записывайтесь на курсы профессиональной переподготовки в МАСПК! Для начала обучения заполните специальную форму на нашем сайте или свяжитесь с нами по телефону, наши консультанты дадут всю необходимую информацию и ответят на все ваши вопросы.
Узнать подробную информацию и записаться на курсы вы можете по телефону 8-499-271-57-64 или через форму заявки.
Обучение по курсу «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями специалистами общехозяйственных систем управления»
Дату начала курса вы можете уточнить по телефону 8 800 500 1107 .
В центре дополнительного профессионального образования «Юнитал-М» вы можете пройти по Экологической безопасности, которое включает курс повышения квалификации «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями специалистами общехозяйственных систем управления». Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Кому необходимо обучение
Руководителям и специалистам организаций, ответственным за экологическую безопасность.
Требования к квалификации
Наличие средне-профессионального и (или) высшего образования.
Что вы получите
Слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации по программе «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями специалистами общехозяйственных систем управления» и нормативно-справочная литература на электронном носителе.
Программа обучения
- Российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Система государственного управления в области охраны окружающей среды.
- Природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
- Система документации по вопросам охраны окружающей среды. Документы по организации экологической службы на предприятии. Разрешительная документация на предприятии. Государственная статистическая отчетность по вопросам охраны окружающей среды.
- Организация и проведение производственного экологического контроля на предприятии. Оформление документации.
- Нормативные и качественные показатели состояния окружающей среды. Система природоохранных норм и нормативов. Нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
- Безопасное обращение с отходами на предприятии. Оформление отчетности в области обращения с отходами. Контроль и надзор за соблюдением законодательства по обращению с отходами.
- Экономические методы регулирования в области охраны окружающей среды. Налоговые льготы и освобождения. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Экологические риски и экологическое страхование. Экологический ущерб и порядок возмещения ущербов. Экологический аудит.
Важно знать!
Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Документ выдается с печатью организации и подписью генерального директора.
Документ имеет законную силу и принимается всеми соответствующими надзорными органами.
Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды
Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений , образующих само экологическое право.
Цель управления природопользованием и охраной окружающей среды:
- обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды:
- определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается
- соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина,
- сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.
Прежде всего, в рамках управления (а затем — с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.
Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.
Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды:
- общественные формирования и граждане;
- юридические лица;
- государственные органы;
- муниципальные органы.
Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:
- общественное;
- производственное;
- муниципальное;
- отраслевое (ведомственное);
- государственное управление.
Содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, определяется совокупностью функций управления.
Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды — это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:
Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды
- подзаконное нормотворчество;
- создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
- координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
- экологическое планирование;
- экологическое нормирование;
- экотехническая регламентация;
- экологическая стандартизация;
- оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
- экологическая экспертиза;
- экологическое лицензирование;
- экологическая сертификация;
- экологический аудит;
- экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
- учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
- экологическое воспитание и образование;
- проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
- экологический контроль;
- разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:
- административный (прямой) метод (например, приказ);
- экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
- моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).
Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.
Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия — демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.
Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:
- владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение санитарного благополучия населения;
- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- организация и содержание муниципальной информационной службы.
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
- законности управления;
- комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
- сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
- наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
Обучение управлению природопользованием и охраной окружающей среды
5.1. Понятие, виды и функции управления природопользованием
и охраной окружающей среды
Управление природопользованием и охраной окружающей среды — это совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Основы управления в области охраны окружающей среды регламентируются главой II ФЗ «Об охране окружающей среды». Обратим внимание, что в названном нормативно-правовом акте речь идет только об управлении охраной окружающей среды. Однако, кроме этого, существует еще и управление природопользованием. Как правило, на практике управление охраной окружающей средой и управление природопользованием тесно взаимосвязаны.
Выделяют следующие виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:
1. Государственное, в том числе ведомственное (или отраслевое).
2. Муниципальное.
3. Производственное.
4. Общественное.
Важнейшими видами управления природопользованием и охраной окружающей среды являются государственное и муниципальное. О них пойдет речь чуть позже.
Производственное управление осуществляется на предприятиях и является неотъемлемым компонентом управления ими вообще. Особенности производственного экологического управления напрямую обусловливаются профилем и спецификой деятельности самого предприятия. Субъектами управления в данном случае являются руководитель предприятия, специально уполномоченные лица или особые экологические службы.
Особенностью общественного экологического управления является его опосредованный характер. Решения общественных органов не обладают юридической силой и не являются обязательными для субъектов права. Как правило, общественное экологическое управление состоит в участии его субъектов (граждан и представителей различного рода общественных организаций) в общественной экологической экспертизе и в мероприятиях, связанных с проведением общественного экологического контроля.
Как и любая другая целенаправленная деятельность, управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды базируется на определенных принципах, т.е. базовых, основополагающих идеях.
Основные принципы экологического управления:
1. Принцип законности. Он лежит в основе всех отраслей российского права и любого нормативно урегулированного вида деятельности и заключается в неукоснительном соблюдении всеми субъектами экологических отношений требований нормативно-правовых актов.
2. Принцип приоритета охраны окружающей среды. Подразумевает, что в случае конфликта экономических или иных интересов с экологическими приоритет отдается охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
3. Принцип комплексности. Предполагает при принятии управленческих решений в экологической сфере учет совокупности факторов, обусловливающих его принятие и учет последствий экологического, экономического и иного характера.
Функции экологического управления федеральных органов государственной власти (ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
— обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
— разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
— разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
— объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
— координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
— организация и проведение государственного экологического мониторинга;
— организация и проведение федерального государственного экологического надзора;
— установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
— обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
— установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
— подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
— установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
— утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществление контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;
— организация и проведение государственной экологической экспертизы;
— взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
— установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
— предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
— организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
— обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
— образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
— ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
— ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
— экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, природных и природно-антропогенных объектов;
— установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
— осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
— государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;
— установление перечня загрязняющих веществ.
Существуют и иные функции экологического управления федеральных органов государственной власти.
Функции экологического управления органов государственной власти субъектов РФ (ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
— участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
— участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
— принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
— принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды;
— участие в осуществлении государственного экологического мониторинга;
— осуществление регионального государственного экологического надзора;
— установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
— организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
— обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
— предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
— ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
— ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
— образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
— участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
— право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Кроме того, в соответствии со ст. 5.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» некоторые функции экологического управления, присущие федеральным органам власти, могут передавать органам власти субъектов РФ.
Компетенция органов местного самоуправления в экологической сфере. Органы местного самоуправления наделены достаточно широкими полномочиями в экологической сфере. К ним относятся:
— управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
— управление и распоряжение обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
— введение ограничений на пользование участками недр на территории муниципального образования;
— контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
— введение режима особо охраняемых природных территорий местного значения;
— организация сбора, вывоза, утилизации и захоронения отходов.
Данный перечень не является исчерпывающим. Органы местного самоуправления могут обладать и иными полномочиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Как правило, они делегируются федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ или закрепляются в нормативных актах органов местного самоуправления.
В ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» законодатель установил некоторые полномочия органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды в зависимости от вида муниципального образования. Так, организация сбора бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов — к вопросам местного значения муниципального района, а организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов — к вопросам местного значения городского округа.