Профильное обучение определение
Профильное обучение определение
Что такое профильное обучение?
Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и намерениями в отношении продолжения образования.
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программой. Сама жизнь уже убедительно показала, что мало эффективно учить “всех всему”. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учётом юношами и девушками своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Именно поэтому так остро встаёт сегодня вопрос о профильном обучении.
Давайте выделим основные понятия, связанные с нашей темой разговора:
Базовые общеобразовательные предметы
Профильные общеобразовательные предметы
Профиль – комбинация базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющие за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся.
Профильная школа – форма реализации профильного обучения.
Базовые предметы – это предметы, изучаемы на уровне общеобразовательной программы.
Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
· Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
· Создать условие для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
· Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
· Расширить возможность социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Какие типы учебных предметов предполагается
изучать в профильной школе?
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предполагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; обществознание, экономика – в социально-экономическом профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.
Что такое элективные курсы?
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.
Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения
Профильное обучение в старшей школе определено Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями дальнейшего продолжения образования.
В 2001-2002 учебном году в Усть-Эгитуйской школе осуществлялось профильное обучение по двум направлениям – это гуманитарно-педагогический профиль и образовательный с аграрным уклоном. В этом же году два профильных класса были включены в экспериментальные классы. Нами были выполнены диагностические контрольные работы (2 работы в 10-м классе и 2 работы в 11-м классе). В общеобразовательном классе математика велась по пятичасовой программе по учебнику А.Г.Мордковича и один час – выбор предмета по факультативному курсу. Для реализации профильного обучения были составлены учебные планы с учетом выбора предметов учащимися старших классов. Профилизация предполагает существенные изменения в структуре учебного плана и содержания обучения. Также на базе нашей школы созданы и действуют учебно-консультационные пункты Бурятского республиканского педагогического колледжа и Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. Основные задачи УПК: систематизация знаний, умений и навыков, диагностика, организация профориентационной работы с целью дальнейшего самоопределения. Преподаватели БРПК и БГСХА проводят сессионные занятия на базе школы, оказывают научно-методическую помощь в разработке программ, пособий, проводят текущий, рубежный и итоговый контроль.
Так как профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, то новая педагогическая технология, основанная на уровневой дифференциации обучения позволяет вести эту работу и в обычных классах с традиционным составом учащихся, без разделения их на потоки и группы. Использование этой технологии позволяет повысить положительную мотивацию учения детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей, перейти к доверительным и уважительным отношениям между ними.
Для эффективного внедрения метода использую:
- открытые листы обязательных результатов;
- дидактический раздаточный материал;
- методическое руководство и рекомендации.
Положительные результаты уровневой дифференциации:
- практически все учащиеся осваивают базовый уровень знаний, отсюда повышается общий уровень успеваемости и познавательный интерес учащихся;
- система проверочных работ и зачетов допускает несколько попыток сдачи пройденного материала по мере его активного усвоения. Это приводит к исчезновению страха перед контрольными и зачетами;
- коллективное повторение материала темы перед зачетом способствует эффективному закреплению материала.
Основная цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение базового уровня знаний всеми учащимися.
Ключевым элементом этой технологии обучения являются тематические зачеты, представляющие одну из возможных форм осуществления контроля за усвоением материала, в условиях уровневой дифференциации.
На стенде, перед началом изучения темы, вывешиваю задания на зачет. Перед зачетом провожу самостоятельную работу по карточкам. К дополнительной части задания переходят учащиеся после того, как получат оценку «зачет».
Для создания необходимых условий развития личности, наиболее полного учета индивидуальных различий учащихся необходимы дифференциация и гуманизация.
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.
С социальной точки зрения, цель дифференциации – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития, стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимосвязях с социумом.
С дидактической точки зрения, цель дифференциации – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
Существует две формы дифференциации:
Внутренняя (внутриклассная, внутригрупповая) – совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей детей, на основе выделения разных уровней усвоения знаний, при овладении всеми школьниками обязательным базовым уровнем подготовки.
Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных способностей учащихся. С этой целью обычно варьируют темы изучения материала, дифференцируют учебные задания, обеспечивают возможность выбора разных видов деятельности, меняют характер и дозировку помощи со стороны учителя. При этом возможны: фронтальная работа на различных уровнях; внутриклассное деление учащихся на группы (постоянные, мобильные); работа в парах (постоянные и сменного состава); коллективная работа.
Особенность, внутренней дифференциации на современном этапе является направленность внимания не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.
Внутренняя дифференциация может осуществляться, как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся ( дифференцированный подход на основе психолого-педагогической диагностики и мониторинга), так и в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
– Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, темпа продвижения в изучении учебного материала, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.
Профильное обучение
Если вы желаете оформить данную статью, пожалуйста, отредактируйте данный шаблон в тексте статьи, дописав в него |Своё имя
Если вы считаете, что материала в статье недостаточно или он не завершён, проставьте, пожалуйста, шаблон <
Чтобы увидеть количество и список недоведённых статей, добавьте на свою личную страницу шаблон << К оформлению >> , или перейдите сюда: Категория:Википедия:Статьи к оформлению.
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
- Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
- Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
- Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
Перечень рекомендуемых профилей среднего (полного) общего образования
Перечень профилей, утверждённый Министерством образования:
- Физико-математический: информатика, математика, физика.
- Физико-химический: физика, математика, химия.
- Химико-биологический: математика, химия, биология.
- Биолого-географический: математика, география, биология.
- Социально-экономический: математика, география, обществознание, экономика. (иногда право)
- Социально-гуманитарный: обществознание, история, русский язык, литература, право.
- Филологический: литература, русский язык, иностранный язык, второй иностранный язык.
- Информационно-технологический: математика, информатика (иногда физика)
- Агротехнологический: биология, животноводство, агрономия, сельскохозяйственная техника.
- Индустриально-технологический: физика, технология.
- Художественно-эстетический: искусство, профильные учебные предметы искусства.
- Оборонно-спортивный: физкультура, ОБЖ.
Профильное образование — это. Профильное образование: определение, особенности
Одной из злободневных проблем отечественной образовательной системы, функционирующей недостаточно эффективно для успешного становления личности, является слабое развитие направлений профильного образования. Это, в свою очередь, приводит к низкому уровню осведомленности учеников о существующих профессиях и не позволяет им получить объективное представление о трудовом пространстве современного общества.
Острая проблема отсутствующего профильного обучения
На сегодняшний день в перечне вопросов, которые, несомненно, обязаны быть затронуты реформой общего образования, можно назвать профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы. Данная система является многокомпонентной, поскольку организация профильных учебных процессов основывается на объединении усилий средних школ и высших учебных заведений. Поскольку число направлений профессиональной подготовки не имеет строгих ограничений, допустимым является его дополнение, нацеленное на решение потребностей конкретного региона.
Причиной актуальности вопросов, связанных с введением дополнительного профильного образования, являются статистические сведения, полученные от Всероссийского центра изучения общественного мнения. Оказывается, каждый девятый старшеклассник считает действующую систему обучения ограничивающей его способности и препятствующей реализации приобретенных навыков. Качественное профильное образование в школе отсутствует – так считают около 80 % опрошенных школьников, ведь, по их мнению, общеобразовательные учреждения не дают каких-либо конкретных установок для дальнейших профессиональных ориентиров.
Принципы выбора специализированного направления
Термин «профильность» как таковой действительно не встречается в педагогической науке, потому невозможно растолковать это понятие однозначно. Между тем несложно выделить его отдельные характерные черты. Итак, профильное образование – это:
- вид дифференцированной программы обучения;
- способ профессионального самоопределения;
- направление, основанное на индивидуально-ориентированном подходе.
- по способностям учащегося;
- по специальным возможностям;
- по физиологическим и индивидуальным качествам;
- по увлечениям и интересу;
- по религиозным и национальным признакам.
Профильное образование как путь к выбору профессии
Исходя из данной типологии, несложно сделать вывод о роли профильного обучения. Образование, получаемое в средней школе, к сожалению, не включает в свою систему курсы профориентации, что реально тормозит процессы самоопределения учащихся.
Какие дисциплины считаются профильными?
В перечень профильных дисциплин включены предметы, определяющие направления обучения. Они являются не просто обязательными для учеников, сделавших выбор в пользу данного профиля. На изучении этих предметов делается упор на протяжении годового учебного процесса. Например, самыми распространенными направлениями, которые дополняют школьную программу, можно назвать следующие:
- гуманитарное (литература, русский и иностранные языки);
- физико-математическое (физика, алгебра, геометрия);
- естественно-научное (химия, биология, география);
- социально-экономическое (экономика, обществознание, правоведение, история).
Внедрение профильных предметов в общеобразовательный курс
При грамотном планировании школьные учебные программы должны получить профильное ядро, представляющее собой дисциплины специализации, предметы прикладного и общегуманитарного развития. Образование в классах соответствующего направления формируется также на изучении общекультурных дисциплин.
Во многом успех программы профильного образования зависит от правильного и относительного урезания материала непрофильной сферы. В большинстве случаев избежать перегрузки учебных часов удается за счет частичной интеграции профильных курсов за счет общеобразовательных.
Ориентирование на индивидуальные способности учащихся
Профильное образование – это сложнейший подход к обучению с различных позиций, целей, методов и форм, содержания деятельности преподавателя и учащегося. Если учитывать изменения, происходящие в системах моральных ценностей, социуме, то сам собой напросится вывод о том, что специализированное обучение представляет собой вполне закономерный результат развития и становления теории дифференцированного образования. Уровни профильного обучения основываются на личностном подходе к учебному процессу и воспитании профессиональных навыков.
Введение дополнительных курсов и дисциплин позволит минимизировать имеющийся разрыв между средним и профессиональным звеном образовательной системы или вовсе избавиться от него. Множество профильных школ сформированы за счет качественных изменений и серьезных преобразований организационных форм учебного процесса. Изменения в структуре и организации обучения в какой-то мере благоприятно отражаются на взаимодействии преподавателей с учащимися.
Преимущества профильного обучения для школьников
Так, учитываются интересы и склонности учеников, их способности и степень заинтересованности в выбранном направлении. Профильное образование – это то, что позволяет создавать все необходимые условия старшеклассникам при максимальной отдаче их профессиональным намерениям и интересам. Изменения затронут и дальнейшую траекторию образовательного процесса, поскольку курсы профильной направленности позволят дифференцировать и индивидуализировать базисную модель обучения.
На любом уровне профильного образования обучение позволит решить следующие задачи:
- обеспечить учеников основательными знаниями по дисциплинам выбранного профессионального направления;
- активизировать потребность учащихся к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности;
- помочь школьникам сориентироваться в круге проблем и найти решение, связанное с нужной сферой деятельности;
- выработать мотивацию у учащихся к исследовательской и научной работе;
- сформировать у учеников критическое и креативное мышление, помогающее активно принимать информацию;
- наделить выпускников пониманием и навыками конкурентоспособности для успешного поступления в выбранные ими высшие заведения.
Профильное образование в сфере гражданской службы
Кстати, вопрос профильного обучения затрагивает не только школьников. С начала текущего года введены новые квалификационные стандарты для государственных и муниципальных служащих. Профильное образование стало для работников данной сферы обязательным, в противном случае занять определенную должность невозможно. К претенденту на вакансию также предъявляется ряд требований, затрагивающих опыт работы, личные качества и профессиональные навыки.
С принятием соответствующего федерального закона в государственных и муниципальных структурах была успешно запущена аттестационная система. Так, по результатам прохождения внеочередного экзамена служащий, не соответствующий критерию в части профильного образования, но при этом отвечающий другим необходимым для исполнения служебных обязанностей требованиям, обладающий умениями и навыками, стажем и личностными качествами, получает разрешение на продолжение замещения должности гражданской службы.
Заключение
Нововведение в сфере госслужбы является очередным подтверждением того, насколько велико значение профориентационной деятельности педагогов в общеобразовательных учреждениях. Ведь выпускникам школы крайне важно не ошибиться с выбором профильного учебного заведения и специальности, которая позволит находиться в полной гармонии с естественным призванием на протяжении всей дальнейшей жизни.
Внедрение профильного обучения служит прямым отражением развития образовательной системы в государстве и закономерным ответом на социальные потребности населения. Наиболее эффективной моделью его организации считается двухступенчатая система, состоящая из курса предпрофильной подготовки (на протяжении 8-го и 9-го классов), и непосредственно профильного обучения в 10-м и 11-м классах. Содержанием специализированных программ являются курсы общеобразовательных и профильных дисциплин, учебные предметы общегуманитарного развития.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проект «Профильное обучение в старшей ступени школы»
Краткая аннотация проекта
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Практически все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но все равно учительская точка зрения ‘мой предмет — самый главный и нужный, я лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни’, приводит к проблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И как следствие — нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы; и т.д.
Выход — в изменении отношения к ситуации в образовательном процессе. Именно с этой целью в школе было решено ввести так называемое профильное обучение в старших классах, предусматривающей организацию профильного и предпрофильного обучения по оборонно — спортивному профилю. Последний призван обеспечить более глубокую универсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательно определились в своем выборе. На старшей ступени общеобразовательной школы ставилась задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старший классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей”.
Необходимо уяснить понятие “профильное обучение”. Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Рассмотрев «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования» коллектив поставил перед собой задачу: продумать систему профильного обучения, включающую основное и дополнительное образование, допрофессиональную подготовку на базе школы, а также связь школы с ВУЗами.
Необходимость введения оборонно-спортивного профиля обусловлена запросами рынка труда г. Тавда, где большая часть населения занята в системе МВД и ГУИН и возрастающим желанием выпускников средних школ города, связать свою профессиональную карьеру с данной системой. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов относится объединение усилий школы, общественности, учреждений, расположенных в городе в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании.
Реализация данного направления в воспитательно-образовательном процессе позволит формировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни, вести профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
В результате школа выбрала направление работы по созданию класса оборонно-спортивного профиля, позволявшему учитывать интересы, склонность и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их жизненными планами. Был составлен план работы для реализации следующих задач:
1. Формирование комплекса нормативного, правового и программно-методического обеспечения оборонно-спортивного профиля.
2. Консолидация и координация деятельности школы, общественности, учреждений, расположенных в городе, для решения проблемы патриотического воспитания детей.
3. Физическое развитие учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
4. Составление программы мониторинговых исследований по профильному обучению.
5. Организация и реализация совместной деятельности школы и ВУЗов МВД по созданию возможностей для дальнейшей профессиональной карьеры учащихся.
6. Обеспечить учащимся возможность осознанного выбора профессии.
1.Отработка модели профильного обучения.
2.Разработка и апробация системы работы в классе оборонно-спортивного профиля в условиях общеобразовательной школы.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.
Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах.
Укрепление материально-технической базы ОУ.
Повышение квалификации педагогических кадров.
Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии.
Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учета социально-экономических потребностей территории.
Обоснование актуальности проекта
За последние годы в системе образования города произошли существенные изменения.
В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства:
Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;
К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы.
Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры.
В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
В этих целях в школе:
создается класс предпрофильной подготовки из учащихся, где проводится целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения ‘поля возможностей и ответственности’ — профориентационная, в которой принимают участие классные руководителя, школьный психолог (анкетирование, беседы с родителями и др.);
увеличиваются часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
в рамках предпрофильной подготовки школьников готовят не только усваивать информацию но и различным способам работы с ней. Учат отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Другими словами их учат учиться, отучиваться и переучиваться… ‘Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться’. Аввин Тоффлер (‘Футуршок’)
Выбор и обоснование профиля для старшей ступени школы
Наиболее оптимальным для нашей школы из предложенных в Концепции профильного обучения является оборонно-спортивный профиль для старшей ступени школьного образования.
Данный профиль предполагают довузовскую профессиональную подготовку учащихся старших классов к широкому кругу наиболее востребованных сегодня в нашем городе профессий.
Данный профиль отвечает запросам учащихся и родителей школы, судя по результатам проведенного опроса.
Данный профиль предполагает наличие педагогических кадров по физической культуре, которые имеются в нашей школе, обладают опытом и перспективны.
Нормативное основание для разработки проекта
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.